Ольга Гурская: “Технологии меняют образование, но роль учителя остаётся неизменной”

Ольга Гурская: “Технологии меняют образование, но роль учителя остаётся неизменной”

Выдающийся преподаватель английского языка и автор методики «Between English and You» рассказала о важности искусственного интеллекта в образовании и объяснила, почему живое взаимодействие между учителем и учеником по-прежнему ключевой элемент образовательного процесса.



В последние годы белорусские учебные заведения активно внедряют современные технологии в образовательную деятельность. Однако, согласно данным независимых опросов, почти две трети учителей отмечают необходимость пройти дополнительное обучение и повысить квалификацию для эффективного использования этих технологий в работе. О том, как приручить умные алгоритмы и сделать процесс обучения качественнее, поговорили с Ольгой Гурской. Ольга – преподаватель английского языка. Она создала уникальный сайт при помощи нейросетей, где делится своим опытом с коллегами и студентами, проводит вебинары, а также книжные клубы в режиме онлайн, популяризируя образование “без границ” и внося бесценный вклад в будущее нашей страны.

- Ольга, множество благодарностей от коллег на Вашей платформе — заслуженный итог долгого и упорного пути. Вы начинали свой профессиональный путь в гимназии, потом перешли в частную школу, а теперь являетесь высокооплачиваемым преподавателем английского языка для сотрудников одного из ведущих банков страны. В какой момент Вы поняли, что учебной деятельности требуется внедрение информационных технологий и как начали их использовать?

Я всегда стремилась сделать процесс изучения языка не только эффективным, но и увлекательным для своих студентов. Так появились мои наработки, которые я использовала на протяжении нескольких лет, а сейчас делюсь ими с коллегами на своей платформе "Techsmartenglish". Раньше мне казалось, что эти методы известны многим, ведь они довольно просты и логичны. Однако, когда я рассказывала об этих подходах другим преподавателям, они часто удивлялись. Моя платформа предлагает готовые планы занятий по английскому языку, я также с удовольствием провожу вебинары для учителей, где делюсь своими знаниями, а также мы обсуждаем новые подходы в обучении английскому языку. На платформе я анонсирую даты проведения книжного клуба, где каждый может высказать своё отношение к прочитанной книге и в режиме реального времени пообщаться с одноклубниками на иностранном языке.

Устная речь - это неотъемлемая часть изучения английского, однако многие учителя почти не акцентируют внимание на работе в парах во время занятий, а также редко используют онлайн-ресурсы, включая искусственный интеллект. Для многих это до сих пор остается чем-то новым и непонятным, хотя технологии способны существенно облегчить нашу работу. Например, нейросети можно использовать для создания упражнений: даешь образец задания или теста в диалоговом окне ChatGPT, и она создает аналогичное, но с другими словами. Или просишь подобрать вопросы для обсуждения на основе заданных слов. Важно, что можно учесть интересы учеников, их возраст, уровень языка, и искусственный интеллект подберет подходящие задания и темы по сложности и содержанию.

Для работы над навыком восприятия текста можно использовать нейросеть для выделения сложных участков и контроля их усвоения. А для тренировки навыка говорения, я всегда включаю работу в парах, чтобы ученики могли максимально много общаться в течение занятия. Теперь это можно организовать даже через нейросеть, попросив, например, ChatGPT задавать вопросы или создавать ролевые ситуации: поход в магазин, новое место учебы или путешествие. ИИ также может исправлять ошибки в ответах учеников и давать рекомендации по улучшению. Интересно, что в ближайшем будущем нейросеть сможет предложить вам беседу с любой известной личностью,полностью имитируя ее. Например, вы захотите поговорить с Альбертом Эйнштейном. Искусственный интеллект соберет все доступные данные о его жизни, речевых привычках и взглядах, создаст видео и будет отвечать на ваши вопросы с характерным акцентом и манерой общения на основе тысяч изученных источников.

- Ваша активная позиция в сфере образования также проявляется в оценивании работ других преподавателей для серьезных научных журналов, а учебно-методический комплекс для малышей под Вашим рецензированием уже не первый год является лидером продаж и рекомендован Министерством Образования к использованию в учебной деятельности. Как Вы считаете, какие современные подходы в обучении самых юных студентов оказываются наиболее эффективными?

Я полагаю, что одним из самых эффективных подходов в обучении детей 5-7 лет является интерактивное обучение, которое объединяет игровые элементы, визуальные материалы и практические задания. Дети младшего возраста лучше воспринимают информацию через игру, поэтому ролевые задания, коммуникативные игры и мультимедийные ресурсы делают процесс обучения более увлекательным и запоминающимся. Ключевым аспектом успешного усвоения материала является создание среды, в которой дети могут активно участвовать. Это могут быть задания, предполагающие работу в парах или небольших группах, где они развивают навыки общения и учатся выражать свои мысли на английском языке. Такая практика способствует естественному закреплению знаний и развитию уверенности в использовании языка.

В своей работе я также использую собственную методику “Between English and You”, которая базируется на принципах интерактивного обучения, ролевых играх и заданиях, ориентированных на саморазвитие, а также подходит студентам разных возрастов и уровней владения языком. Главная цель методики — обеспечить строгий контроль базовых навыков, таких как восприятие речи на слух и использование грамматических конструкций, при этом интегрируя элементы импровизации через весёлые активности, ролевые игры и дискуссии. Благодаря этому подходу дети не просто учат язык, а начинают использовать его в реальных жизненных ситуациях.

- Ваша уникальная методика нашла отклик в сердцах многих преподавателей английского языка и была отмечена наградой национального уровня. Скажите, внедряете ли Вы современные технологии в её использование?

Спасибо за тёплые слова! Так как жизнь не стоит на месте, я постоянно совершенствую и адаптирую свой подход “Between English and You” под современные реалии. Например, одной из технологий, которую я активно применяю, является Google Classroom. С помощью этого приложения можно легко управлять заданиями, следить за прогрессом студентов и быстро обмениваться учебными материалами. Платформа позволяет создавать интерактивные задания и мгновенно давать обратную связь. Также Google Classroom делает взаимодействие между студентами и преподавателями намного проще — доступ к материалам и заданиям возможен в любое время. Это помогает сделать обучение гибким и доступным, а ученики могут продолжать учиться даже за пределами занятий.

Нейросети также помогают в развитии собственного подхода. С их помощью можно быстро создавать индивидуальные задания, генерировать тесты и даже составлять ролевые игры. Кроме того, они позволяют мне мгновенно давать обратную связь и корректировать ошибки студентов. Это значительно упрощает процесс взаимодействия и повышает эффективность обучения. Возможности использования ИИ безграничны, и благодаря таким технологиям обучение становится более гибким, доступным и увлекательным, даже за пределами обычных занятий.

- Ольга, Вас по праву считают экспертом в области внедрения информационных технологий в образование. Как Вы видите будущее этой сферы в связи с быстрым развитием искусственного интеллекта? Могут ли нейросети заменить преподавателей?

В ближайшем будущем полностью заменить педагогов нейросети не смогут. Скорее, учителя, которые активно используют нейросети, будут вытеснять тех, кто отказывается от их использования и не готов к переменам. Преподаватель будет необходим для наставничества и контроля, ведь взаимодействие с учителем играет ключевую роль в воспитании и социализации. Живое общение создает больше ответственности у студента. Как и с онлайн-переводчиками — они уже давно существуют, но учитель всё равно следит, чтобы студенты самостоятельно формировали предложения и понимали структуру языка, а не просто копировали готовый перевод. То же самое с ИИ: учитель будет контролировать, чтобы нейросети не применялись для выполнения сочинений, тестов и других заданий. Однако важно понимать, что точные перспективы развития искусственного интеллекта трудно предсказать, поскольку он способен не только обучать, но и обучаться. Уверена, что впереди нас ждёт много интересных открытий.
Лучшие танцевальные пары Беларуси соберет под своей крышей минский Дворец спорта 26–27 октября. Здесь пройдут уже ставшие традиционными республиканские соревнования по танцевальному спорту «Стань чемпионом!». В программе примут участие танцоры всех возрастных категорий. Они будут бороться за победу и призовые места в классовых и открытых категориях в различных соревновательных дисциплинах.


В воскресенье, 27 октября, болельщики смогут наблюдать за участниками очередного этапа серии Гран-при «Стань чемпионом!». Юные спортсмены постараются набрать максимальное количество очков для попадания в финал проекта, который пройдет в декабре в формате международных соревнований по танцевальному спорту «Alliance Trophy». Благодаря поддержке Президентского спортивного клуба данный проект, стартовавший в 2022 году, набрал большую популярность и значительно расширил возрастные категории, в которых начинающие спортсмены делают свои первые шаги на танцевальном паркете.


В рамках соревнований также пройдет первенство Республики Беларусь в новой для нашей страны дисциплине танцевального спорта — «Соло». Организаторы обещают накал страстей и эмоций в борьбе за призовые места, а также яркое и незабываемое зрелище.

Организаторами мероприятия выступают Ассоциация «Белорусский альянс танцевального спорта» и Президентский спортивный клуб при поддержке Национального олимпийского комитета и Министерства спорта и туризма Беларуси.

Официальные информационные партнеры соревнований — издательский дом «Беларусь сегодня», портал sb.by и «Альфа Радио».


Фото из архива «СБ»