Ольга Гурская: “Технологии меняют образование, но роль учителя остаётся неизменной”

Фото:
Дарья ТИТОВА
В последние годы белорусские учебные заведения активно внедряют современные технологии в образовательную деятельность. Однако, согласно данным независимых опросов, почти две трети учителей отмечают необходимость пройти дополнительное обучение и повысить квалификацию для эффективного использования этих технологий в работе. О том, как приручить умные алгоритмы и сделать процесс обучения качественнее, поговорили с Ольгой Гурской. Ольга – преподаватель английского языка. Она создала уникальный сайт при помощи нейросетей, где делится своим опытом с коллегами и студентами, проводит вебинары, а также книжные клубы в режиме онлайн, популяризируя образование “без границ” и внося бесценный вклад в будущее нашей страны.
- Ольга, множество благодарностей от коллег на Вашей платформе — заслуженный итог долгого и упорного пути. Вы начинали свой профессиональный путь в гимназии, потом перешли в частную школу, а теперь являетесь высокооплачиваемым преподавателем английского языка для сотрудников одного из ведущих банков страны. В какой момент Вы поняли, что учебной деятельности требуется внедрение информационных технологий и как начали их использовать?
Я всегда стремилась сделать процесс изучения языка не только эффективным, но и увлекательным для своих студентов. Так появились мои наработки, которые я использовала на протяжении нескольких лет, а сейчас делюсь ими с коллегами на своей платформе "Techsmartenglish". Раньше мне казалось, что эти методы известны многим, ведь они довольно просты и логичны. Однако, когда я рассказывала об этих подходах другим преподавателям, они часто удивлялись. Моя платформа предлагает готовые планы занятий по английскому языку, я также с удовольствием провожу вебинары для учителей, где делюсь своими знаниями, а также мы обсуждаем новые подходы в обучении английскому языку. На платформе я анонсирую даты проведения книжного клуба, где каждый может высказать своё отношение к прочитанной книге и в режиме реального времени пообщаться с одноклубниками на иностранном языке.
Устная речь - это неотъемлемая часть изучения английского, однако многие учителя почти не акцентируют внимание на работе в парах во время занятий, а также редко используют онлайн-ресурсы, включая искусственный интеллект. Для многих это до сих пор остается чем-то новым и непонятным, хотя технологии способны существенно облегчить нашу работу. Например, нейросети можно использовать для создания упражнений: даешь образец задания или теста в диалоговом окне ChatGPT, и она создает аналогичное, но с другими словами. Или просишь подобрать вопросы для обсуждения на основе заданных слов. Важно, что можно учесть интересы учеников, их возраст, уровень языка, и искусственный интеллект подберет подходящие задания и темы по сложности и содержанию.
Для работы над навыком восприятия текста можно использовать нейросеть для выделения сложных участков и контроля их усвоения. А для тренировки навыка говорения, я всегда включаю работу в парах, чтобы ученики могли максимально много общаться в течение занятия. Теперь это можно организовать даже через нейросеть, попросив, например, ChatGPT задавать вопросы или создавать ролевые ситуации: поход в магазин, новое место учебы или путешествие. ИИ также может исправлять ошибки в ответах учеников и давать рекомендации по улучшению. Интересно, что в ближайшем будущем нейросеть сможет предложить вам беседу с любой известной личностью,полностью имитируя ее. Например, вы захотите поговорить с Альбертом Эйнштейном. Искусственный интеллект соберет все доступные данные о его жизни, речевых привычках и взглядах, создаст видео и будет отвечать на ваши вопросы с характерным акцентом и манерой общения на основе тысяч изученных источников.
- Ваша активная позиция в сфере образования также проявляется в оценивании работ других преподавателей для серьезных научных журналов, а учебно-методический комплекс для малышей под Вашим рецензированием уже не первый год является лидером продаж и рекомендован Министерством Образования к использованию в учебной деятельности. Как Вы считаете, какие современные подходы в обучении самых юных студентов оказываются наиболее эффективными?
Я полагаю, что одним из самых эффективных подходов в обучении детей 5-7 лет является интерактивное обучение, которое объединяет игровые элементы, визуальные материалы и практические задания. Дети младшего возраста лучше воспринимают информацию через игру, поэтому ролевые задания, коммуникативные игры и мультимедийные ресурсы делают процесс обучения более увлекательным и запоминающимся. Ключевым аспектом успешного усвоения материала является создание среды, в которой дети могут активно участвовать. Это могут быть задания, предполагающие работу в парах или небольших группах, где они развивают навыки общения и учатся выражать свои мысли на английском языке. Такая практика способствует естественному закреплению знаний и развитию уверенности в использовании языка.
В своей работе я также использую собственную методику “Between English and You”, которая базируется на принципах интерактивного обучения, ролевых играх и заданиях, ориентированных на саморазвитие, а также подходит студентам разных возрастов и уровней владения языком. Главная цель методики — обеспечить строгий контроль базовых навыков, таких как восприятие речи на слух и использование грамматических конструкций, при этом интегрируя элементы импровизации через весёлые активности, ролевые игры и дискуссии. Благодаря этому подходу дети не просто учат язык, а начинают использовать его в реальных жизненных ситуациях.
- Ваша уникальная методика нашла отклик в сердцах многих преподавателей английского языка и была отмечена наградой национального уровня. Скажите, внедряете ли Вы современные технологии в её использование?
Спасибо за тёплые слова! Так как жизнь не стоит на месте, я постоянно совершенствую и адаптирую свой подход “Between English and You” под современные реалии. Например, одной из технологий, которую я активно применяю, является Google Classroom. С помощью этого приложения можно легко управлять заданиями, следить за прогрессом студентов и быстро обмениваться учебными материалами. Платформа позволяет создавать интерактивные задания и мгновенно давать обратную связь. Также Google Classroom делает взаимодействие между студентами и преподавателями намного проще — доступ к материалам и заданиям возможен в любое время. Это помогает сделать обучение гибким и доступным, а ученики могут продолжать учиться даже за пределами занятий.
Нейросети также помогают в развитии собственного подхода. С их помощью можно быстро создавать индивидуальные задания, генерировать тесты и даже составлять ролевые игры. Кроме того, они позволяют мне мгновенно давать обратную связь и корректировать ошибки студентов. Это значительно упрощает процесс взаимодействия и повышает эффективность обучения. Возможности использования ИИ безграничны, и благодаря таким технологиям обучение становится более гибким, доступным и увлекательным, даже за пределами обычных занятий.
- Ольга, Вас по праву считают экспертом в области внедрения информационных технологий в образование. Как Вы видите будущее этой сферы в связи с быстрым развитием искусственного интеллекта? Могут ли нейросети заменить преподавателей?
В ближайшем будущем полностью заменить педагогов нейросети не смогут. Скорее, учителя, которые активно используют нейросети, будут вытеснять тех, кто отказывается от их использования и не готов к переменам. Преподаватель будет необходим для наставничества и контроля, ведь взаимодействие с учителем играет ключевую роль в воспитании и социализации. Живое общение создает больше ответственности у студента. Как и с онлайн-переводчиками — они уже давно существуют, но учитель всё равно следит, чтобы студенты самостоятельно формировали предложения и понимали структуру языка, а не просто копировали готовый перевод. То же самое с ИИ: учитель будет контролировать, чтобы нейросети не применялись для выполнения сочинений, тестов и других заданий. Однако важно понимать, что точные перспективы развития искусственного интеллекта трудно предсказать, поскольку он способен не только обучать, но и обучаться. Уверена, что впереди нас ждёт много интересных открытий.